Теория жизненных сил (
Терри Клиффорд Демоны нашего ума: Алмаз исцеления)
То, из чего исходит тибетская медицина в определении здоровья—это понимание его как равновесия. Равновесия внутри тела, а также между телом и проявлениями внешнего мира. По отношению к телу это равновесие прежде всего выражается как гармония трех жизненных сил - ветра, желчи и слизи.
Также довольно трудно перевести слова, определяющие каждую из трех жизненных сил. Ветер, желчь и слизь - общепринятые переводы, но вряд ли это исчерпывающие термины. Они также не имеют точных аналогов в современном представлении о теле с его био¬химическими процессами. Например, термин лунг, переводимый как «ветер», или «воздух» - обозначает не только газы в желудке и кишечнике или функцию дыхания, хотя включает и их. Лунг можно понимать также как силу, или давление; важно также, что лунг имеет непосредственное отношение к уму и психологическим состояниям. Стрессовые растройства, такие как, например, повышенное кровяное давление, считаются заболеванием лунг.
Жизненная сила лунг контролирует такие телесные функции, как дыхание, отхаркивание, мышечную деятельность, речь, мен¬струацию, мочеиспускание и восприятие смены времени суток. Эта жизненная сила непосредственно связана с умом и всегда причастна к душевным, или эмоциональным болезням. Поскольку считается, что лунг (воздух, ветер, давление, энергия, сила) - управляет двумя другими жизненными силами, а также может с ними смешиваться (поскольку ветер нейтрален, а желчь и слизь - нет) это указывает на то, что в тибетской медицине всегда присутствует психосоматический аспект.
ПЕРВОЭЛЕМЕНТ ВЕТЕР. (
http://38mama.ru/forum/index.php?topic=50026.50)
Суть Ветра:
а) Ветер связан с первоэлементом Ветер;
б) он имеет свойства Огня и Холода
СВОЙСТВА
Легкость – это признак противоположный тяжести, Ветер по природе – легкий. Ветер у здоровых людей находится в нижней части тела. Но, когда он накапливается избыточно, то он из-за своей легкости распространяется во все стороны и вызывает болезни. Легкость Ветра усиливается веществами с легкими свойствами и подавляется веществами с тяжелой Природой.
Подвижность – признак противоположный устойчивости, стабильности.
Жесткость – признак противоположный мягкости и маслянистости. Это слово обозначает также сухость, шероховатость. Это выражается в сухости и грубости кожных покровов, поскольку при болезнях Ветра кожа становится сухой и шершавой. Этот признак обостряет и ужесточает течение болезней. Он поддерживается грубой непитательной пищей, а подавляется пищей маслянистой и мягкой.
Прохладный – не такой сильный, как холод, этому признаку противостоит «теплота». У людей темперамента Ветра этот признак выражается в зябкости, от холода у них легко развиваются болезни Ветра. В «Тантре основ» сказано: «Ветер и Слизь похожи на холодную Воду». А в комментариях к «Чжуд-ши» говорится, что Слизь в два раза холоднее Ветра. Значит, Слизь можно называть холодной, а Ветер – прохладным. Этот признак Ветра поддерживается пищей и образом жизни с прохладным свойством, а подавляется веществами с теплым свойством.
Тонкий – подразумевает, что Ветер может проникнуть в любую щель или отверстие. Благодаря этому признаку Ветер проникает во все части тела. Твердый – по отношению к Ветру это слово обозначает плотность и упругость. У людей Ветра кожа и живот бывают твердыми и не поддаются слабительным лекарствам и процедурам. Этот признак Ветра поддерживается постной пищей, а подавляется пищей маслянистой и жирной.
Люди с конституцией Ветра, любят петь, плясать, ходить, бегать, имеют склонности к подвижному образу жизни, они торопливые, суетливые, спят чутко, нетерпеливы, легко запоминают и также легко забывают, вспыльчивы, неустойчивы в чувствах и отношениях, у них часто бывают летучие боли в разных частях тела.
Ветер, благодаря таким своим признакам как «тонкость» и «подвижность» распространяется по всему телу и приводит в движение Желчь и Слизь. Если Ветер выйдет за пределы своей нормы, он может стать причиной болезни чистого Ветра, может вызвать осложнение болезней Желчи и Слизи, поскольку он имеет двойственную природу. Если он станет «дружить» с Желчью, он усилит жар, а если – Слизи, то холод.
Ветер как доша имеет признаки, разновидности, места локализации, суть, пути движения и особенности изменения.
Классификация подвидов Ветра.
Ветер, который имеется в теле – это Ветер вообще.
По локализации и по функциям различают пять подвидов Ветра:
Держатель сознания,
Бегущий вверх,
Проникающий,
Равный огню,
Очищающий вниз.
Классификация по месту расположения:
ветер внутренний,
ветер внешний
ветер промежуточный.
• в коже, костях, мышцах, связках, сухожилиях находится ветер внешний;
• в 5 плотных, 6 полых, в головном мозге и спинном мозге находится ветер внутренний;
• в остальных частях тела находится ветер промежуточный.
Места расположения Ветра.
Местами расположения Ветра является нервная система.
Различают общие места и места расположения частных подвидов Ветра.
У Ветра есть свои пути передвижения и свои места расположения в теле.
Общее место Ветра. Хотя Ветер разбегается по всему телу, но в основном он занимает места ниже пупка и поясницы.
Места частных подвидов Ветра:
• Держатель сознания располагается в головном мозге и в аорте;
• Бегущий вверх располагается в грудной клетке;
• Проникающий ветер занимает место в сердце;
• ветер Равный огню находится в пищеварительной системе;
• Очищающий вниз занимает место нижней части тела.
Мера Ветра. Индивидуальной мерой Ветра является объем равный объему мочевого пузыря.
Пути движения Ветра. Для легкого и подвижного Ветра в теле нет никаких недоступных мест. У нормального Ветра из-за «тонких» свойств в теле человека имеются свои собственные пути движения, чем он отличается от Желчи и Слизи. Ветер активно в теле плода начинает двигаться с 25 недели.
Общие пути движения Ветра. По всей видимости, Ветер на физическом уровне опирается на аорту, отсюда он распространяется по всему телу. Но излюбленными местами движения Ветра являются кости, уши, осязание, сердце, толстая кишка.
Пути движения частных подвидов Ветра:
• Держатель сознания - движется от головы, вдоль центрального сосуда, мимо глотки и гортани и спускается в грудную полость;
• Бегущий вверх - из центра грудной клетки поднимается вверх и проходит до носа сквозь горло, гортань и язык. В противоположном направлении этот ветер по внутренним органам доходит до пупка.
• Проникающий ветер из сердца пронизывает все тело;
• ветер Равный огню проходит по желудку, и по тонкой кишке спускается вниз по пищеварительному тракту;
• Очищающий вниз - спускается вниз через самсеу (возможно, это надпочечники), мочевой пузырь, половые органы, на внутренние стороны бедер.
Функции Ветра подразделяются на два вида: общие и частные.
Общие функции Ветра. Ветер разбегается по всему телу, приводит в движение первоэлементы и члены тела, обеспечивает обмен между внешним и внутренним в теле. Он направляет соки тела по их каналам, отделяя их от нечистот, которые изгоняет из тела. Ветер разносит кровь по всему телу, поддерживает равновесие между Желчью и Слизью, обостряет деятельность органов чувств. В старинных трактатах подчеркивается важность деятельности Ветра в поддержке равновесия между Желчью и Слизью, в обмене веществ и сохранении здоровья.
Функции подвидов Ветра:
• Ветер Держатель Сознания является базой первоэлемента Ветер в теле человека. Он обеспечивает глотание, дыхание, кашель, чихание, слюнотечение, отрыжку, стабилизирует умственную деятельность, дает уму ясность, улучшает внешний вид и деятельность органов чувств (продолговатый мозг?).
• Восходящий ветер обеспечивает речь, улучшает внешний вид и цвет, дает энергию движению, дарует уверенность, бесстрашие, память.
• Ветер Проникающий циркулирует по всем телу с кровью. Приводит в движение конечности, открывает и закрывает полости и каналы, обеспечивает движение языка, разносит по всему телу питательный сок и превращает его в силу, приводящую в движение тело.
• Ветер Равный огню проходит по местам переваривания и всасывания пищи, обеспечивает перистальтику, отделяет прозрачный сок пищи от нечистот.
• Очищающий вниз ветер обеспечивает движение спермы и яйцеклетки, формирует каловые массы и мочу. Он удерживает и взращивает плод в матке.
Таким образом, Абсолютные свойства Ветра заключаются в том, что он
- равно удален от Жара и от Холода
- Избыточное накопление Ветра подавляется первоэлементом Земля. Избыточное накопление Ветра приводит к накоплению его признака «прохлада». А этот признак подавляют лекарства со свойством «теплота» (вкус у них бывает жгучий и соленый), теплые компрессы и грелки, прижигания и процедуры.
Ветер избыточный, равно как и Ветер в ущербном состоянии может вступать в дружбу как с жаром, так и с холодом.
Резюме:
Ветер придает чрезвычайную подвижность симптомам, их много, часто пациент не может определить главный симптом. Если болит, то болит везде. Характерен внешний вид: худенькие, прозрачные, неустойчивые, постоянно елозят. Обилие мыслей, мысли не продумывают до конца.
поэтому будет:
- жесткость: течение болезни, ощущение, что "внутри все натянуто",
- подвижность: ситуация постоянно меняется, характерны крайности,
- непродуктивный кашель,
- сухость: когда дует внешний ветер: высушивает слизистые и кожу, человек часто пьет маленькими порциями из-за сухости, а не жажды.
Значимость связи сознания с ветрами (Терри Клиффорд Демоны нашего ума: Алмаз исцеления) Из трех жизненных сил в первую очередь связан с душевными рас¬стройствами ветер. Жизненную силу «ветер» (рлунг)- изначально связывали с умом и умственными помешательствами. Взаимоотношения жизни, сознания и дыхания — жизненной энер¬гии (праны) и непосредственное воздействие дыхания (контро¬лируемого) на сознание - одно из наиболее важных и центральных открытий индийской мысли и йогической практики.
Ветер - тончайшая из жизненных сил и более всего сходна с умом. Приводя в равновесие большие («грубые») ветры и тонкий ветер (с присущей ему жизненной силой) посредством йоги¬ческой практики, ум также приводится в равновесие.
Наибольшая часть психических заболеваний понимается как нарушения праны, а самые серьезные ее нарушения, как полага¬ют, ведут к душевной неуравновешенности и подавленности. В самом деле, ярко выраженное невротическое поведение, а так¬же психологические и физиологические симптомы нервознос¬ти называют просто болезнью «сок-лунг» (тибет. срог-рлунг) - расстройство жизненного ветра.
Все ветры циркулируют в виде энергетических потоков по бес¬численным каналам и путям (ртса ) тела, но наиболее тонкая часть «жизненного ветра» остается неподвижной внутри жизненного сосуда, соединяющегося с сердцем. Эта тончайшая жизненная сила, сок-лунг, и является главной опорой сознания.
Сознание приходит к расстройству и даже безумию, когда внутренние ветры, по различным причинам, входят в такие места и каналы, в которые попадать не должны.
Сознание в сердце поддерживается тончайшей жизненной силой, и эта жизненная сила может быть потревожена жизненны¬ми ветрами, как это описано выше. Психологически и физичес¬ки это может происходить по-разному. Например, внезапный сильный гнев, вызванный «всепроникающим ветром», возбужда¬ет потоки, протекающие по жизненному сосуду и, вытесняя тон¬чайший жизненный ветер со своего места, загоняет его в сердце; такое воздействие вызывает искажения в сознании.
Все ветры взаимосвязаны. Так, например, при сдерживании позыва к мочеиспусканию повреждается ветер, ответственный за этот процесс, что может привести к повреждению тончайшего жизненного ветра в сердце. Кроме того, физические причины, не связанные напрямую с ветрами, например, неправильное функ¬ционирование желчи или слизи, могут изменить состояние со¬знания в сердце. Равно как и все другое, пагубно влияющее на состояние каналов - в силу того, что каналы осуществляют под¬держку ветров, а ветры поддерживают сознание.
Здесь следует также заметить, что результаты повреждения жизненной силы в сердце могут быть не только психологически¬ми, но и физическими. Ветер в сердце приводит к таким стрессо¬вым расстройствам, как повышенное кровяное давление и дру¬гие сердечно-сосудистые заболевания.
Вообще, расстройство, известное как «ветер», «жизненный ветер» или «сердечный ветер», вызывается беспокойством, на¬пряжением, усталостью, горем, гневом, внезапным потрясением или страхом и т.п. Психически на своих ранних стадиях оно про¬является как повышенная чувствительность, тревога и эмоцио¬нальная неуравновешенность. Также наблюдаются: учащенное сердцебиение, головокружение, бессонница, потеря аппетита, по¬теря координации, подверженность несчастным случаям. Все это из-за потревоженных потоков энергии внутри тела. Один из фи¬зических признаков - трещина по средней линии языка. Наблю¬дается смена приподнятого и подавленного настроения. Остав¬ленное без лечения, такое состояние может развиться в психоз.
Принципы уравновешивания ваты (вата или ветер, или лунг) Сан Лайт АЮРВЕДА: Принципы гармонии для тела, души и сознания.-СПб.: Вектор, 2011.-256с.-(серия "Мистерия Изобилия").
Равновесие теряется при чрезмерной стимуляции, умственном напряжении, истощении по причине нехватки сна. Помогает упорядоченность в еде, отдыхе, физических нагрузках и медитации. Избегайте алкогольных напитков, кофе, чая и табака. Вата по своей природе холодна, поэтому людям с преобладанием ваты следует регулярно питаться теплой и хорошо сбалансированной пищей, пейте много теплых напитков, держите тело в тепле, утром, до похода в душ полезен массаж с кунжутным маслом, подольше отдыхайте и избегайте слушать громкую музыку, смотреть фильмы со сценами насилия и много времени проводить перед телевизором.
Питание и поведение, успокаивающие расстройства ветра. Чогьял Намкай Норбу. Рождение, жизнь и смерть согласно тибетской медицине и учению Дзог-чен. Перевод с англ.— СПб.: Изд-во «Шанг Шунг», 2010. Питание, успокаивающее расстройства жизненного начала ветер, включает в себя напитки и еду жирные, согревающие и питательные, такие, как:
• Рисовый суп.
• Костный бульон.
• Баранина и конина.
• Старое мясо.
• Фасоль.
• Крапива.
• Лук и чеснок.
• Масло, выжатое из семян.
• Сливочное масло.
• Костный мозг.
• Пшеница.
• Грецкие орехи.
• Патока из сахарного тростника.
• Мускатный орех.
• Корица.
• Молоко.
• Алкогольные напитки хорошего качества.
Целебное поведение заключается в том, чтобы отдыхать и спать в тепле, при неярком освещении, сохранять расслабленное состояние ума, тепло одеваться. Полезно также придерживаться спокойного и расслабленного поведения, совпадающего с вашими желаниями, например вести приятные беседы, находясь в обществе добрых друзей, и иногда упорядочивать и укреплять энергию своих первоэлементов на долгое время, выполняя дыхательные практики в сочетании с движениями янтра-йоги, но не перенапрягаясь. Опираясь на эти разнообразные методы, мы можем полностью успокоить расстройства жизненного начала ветер.
ЛЕЧЕНИЕ МАСЛОМ, КОТОРОЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ ПЯТИ НАЗНАЧЕНИЯМ.И снова заговорил риши Видьяджняна: О великий риши, слушай о применении масла, которое предшествует пяти назначениям. Здесь шесть (вопросов): показания, противопоказания, способ применения, польза, вред, борьба с осложнениями. Масло показано старым, истощенным, ослабленным, изнурённым душевными переживаниями, при долгом питании несытной пищей, кровопотере, при чувстве «жесткости» внутри, истощении семени, избытке Ветра, если темно перед глазами и тем, кому нужно прочистить нутро.
Противопоказано при слабости Огня, несварении, поносе, дрег, грум, отравлении искусственными ядами, отсутствии аппетита, болезнях Слизи, рвоте и повышенной жажде.
Способы применения бывают общими и частными.
Растительное масло и топленое, костный мозг и жир втирать в тело и голову, делать из них клизмы жамци, вводить в уши, глаза, рот, а также в ноздри закапывать в зависимости от места болезни. Исходя из переваривающей силы желудка, назначать при этом умеренное, среднее и усиленное питание. Тех, кто постоянно питается маслом и жиром, сначала кормить «грубой» пищей, а потом перейти к маслу. Тем, кто питались «грубым» и от этого внутри сделалось «жестко», масло давать с солью. Нектар, способствующий усвоению всех масел, — это горячая вода. Овощи несвежие, гнилое, кислое и сырое запрещаются. Есть надо «Тёплое», легкоусвояемое и понемногу.
Запрещаются соития, утомления, переживания, разговоры, верховая езда, дневной сон, купание, ветер и дым. Частные правила применения масел как лечебных средств. Масло давать на голодный желудок, не смешивая ни с чем. Кто желает долголетия, усиления Огня и Тепла, ясной, памяти и развития ума, пусть едят топленое масло. У кого Ветер увеличен, кто хочет дородности, пусть едят растительное масло. При жаре после родов, при утомлении от трудов и забот, истощении сил, закупорке сосудов хорош костный мозг. При язвах, ожогах, болях в костях и суставах, в животе и матке, болезнях уха и головы жир помогает лучше. Топленое масло предпочтительнее зимой, растительное — летом, а костный мозг и жир хороши весной и в дневное время. Для послабления дать топленое масло на рассвете. Масло как укрепляющее средство. Для лечения детей, стариков, всех, кто ведет недеятельный образ жизни, кто к маслу привычен, у кого ослабление Огня и Тепла, повышенная жажда и упадок сил, назначать мясной суп, жареный ячмень и рис, смешанные с медом, патокой и топленым маслом. Это прекрасное средство, легко усваивается, аппетит не отбивает, увеличивает силы.
Если масло есть после, до или во время еды, то соответственно оно окажет действие на верхнюю, на нижнюю и среднюю части тела. О том, что внутри хорошо умаслилось, говорит легкость движения, перестает сохнуть кал, возрастает Тепло, пропадает желание есть масло. Польза масла. Оно дает цвет, силу, ясность чувств, старых укрепляет. Вред. При переедании масло выходит через верх и низ, пропадает аппетит. Весной растительное масло возбуждает Слизь и Желчь. Зимой от жира бывают зябкость и несварение. Эти осложнения лечат голодом, жаждой, компрессом, рвотой, горохом и рисом, старым шо и прозрачным чан.
Еще немного вот от сюда http://medicinform.net/zog/zog_vost20.htmЛюди, относящиеся к конституции Хий, сутулы, сухощавы, бледны, многословны, плохо переносят холод, при движении их слышится треск в суставах. Они бедны, недолговечны, телом небольшие, любят песни, смех, борьбу, стрельбу, предпочитают пищу сладкого, кислого, жгучего вкусов.
Практическое применение Конституционального подхода в медицине можно проиллюстрировать следующими примерами. Существует диаметрально противоположное мнение разных медицинских школ на закаливание и применение тепловых процедур. Когда делать горчичники, рекомендовать сауну или моржевание современная высокотехнологичная медицина не даст однозначного ответа. С этим вопросом Традиционная Медицина справляется гораздо легче: при преобладании у человека признаков горячего типа Конституции Шара, что проявляется, чаще всего гиперфункцией всех систем, комплементарно предложить охлаждение. При имеющихся признаках холодного типа Бадгана – согревание.
Какая дыхательная гимнастика по Бутейко или по Стрельниковой эффективнее для профилактики? Оба этих метода является разновидностью пранаям, но разнонаправленного действия, первая – показана при Конституции Хий, вторая при Бадгана. Точно так же на одной странице в Интернете декларируется абсолютный вред молока и абсолютная его польза. Кому полезно вегетарианство или наваристые жирные мясные бульоны? При Конституции Хий полезно молоко и жирные мясные бульоны. Молоко может вызвать болезни при конституции Бадгана.