Вот, прочитала и успокоилась)
ОПИСАНИЕ. Привычка биться головой является распространенной и обычно безвредной привычкой, которая проявляется в том, что ребенок часто и ритмично ударяется головой о твердый предмет (такой, как матрас детской кроватки или передняя спинка кровати). В отсутствии других симптомов привычка биться головой почти всегда исчезает без последствий в раннем детстве. В основном это не связано ни с физическими, ни с неврологическими, ни с психологическими, ни с социальными проблемами, и младенцы редко бьются головой настолько сильно, что это могло бы привести к травме головы.
Наиболее часто дети начинают биться головой в возрасте от шести месяцев до года и к трем годам прекращают. Обычно это происходит во время сна. Бьются головой 5-10% всех детей. По неизвестным причинам эта привычка наблюдается у мальчиков в три раза чаще, чем у девочек. Иногда такая привычка имеет семейный характер, но только в 20% случаев привычка биться головой свойственна двум или более родным братьям или сестрам.
Привычка биться головой тесно связана с раскачиванием, которое также считается безвредной привычкой. Говорят, что младенцы раскачиваются тогда, когда они, стоя на руках и на коленях, качаются взад-вперед. Раскачивание младенцев наиболее часто наблюдается в течение дня, и около половины тех детей, которые качаются в течение дня, будут раскачиваться и в то время, когда их укладывают спать.
Привычки раскачиваться и биться головой одинаково распространены среди мальчиков и девочек. Почти 20% всех детей имеют привычки ритмично двигаться и часто раскачиваются; половина всех детей, имеющих привычку биться головой, также имеют привычку раскачиваться до, во время или после того, как они начнут биться головой.
ПРИЧИНЫ. В отсутствии других симптомов причина развития привычки биться головой остается неясной. Наибольшей поддержкой у специалистов пользуется теория, согласно которой младенцы увлекаются ритмическим движением потому, что оно является успокаивающим и приятным.
Некоторые специалисты-медики считают, что младенцы, проходя через ранние стадии роста и развития, например прорезывание зубов, создают себе комфортные условия и снимают напряжение путем раскачивания и ударов головой. Младенцы могут делать эти движения в то время, когда их укладывают спать, потому что потребность в самоуспокоении ощущается более остро, когда ребенок один. Если во взаимоотношениях между одним из родителей и ребенком происходит серьезный разрыв (который может произойти, например, из-за родительского депрессивного синдрома), то ребенок может начать ударяться головой или делать это с еще большим упорством. Если сложности во взаимоотношениях между родителями и ребенком продолжаются, то младенец, возможно, будет биться головой во всем раннем периоде детства.
Привычка биться головой может быть также источником физического облегчения для детей, которые пассивны из-за временного заболевания. Когда младенец возвращается к нормальной физической активности, привычка биться головой обычно исчезает.
Привычка биться головой есть также у детей с недостатками развития, такими как аутизм, умственная отсталость, слепота, тугоухость. Привычка биться головой широко распространена среди детей с указанными выше проблемами, которые погружаются в ритмичное движение, очевидно для того, чтобы компенсировать свою неспособность понять существо происходящего, охватить реальную ситуацию и соответствовать ей.
ДИАГНОЗ. Основная забота родителей и врача обычно сосредоточена на выяснении, укладывается ли ритмическое поведение ребенка в рамки нормального поведения. Более того, не является ли это признаком повышенной потребности в самостимулировании или самоутешении? Родителям следует поделиться своими проблемами и беспокойством с детским врачом. Конечно, если есть подозрение, что привычка биться головой связана с невыявленной инвалидностью вследствие порока развития, то для диагностики следует проконсультироваться у врача. Если действительно есть инвалидность вследствие порока развития, то обычно присутствуют другие очевидные симптомы (например, отсутствие реакции на звук и тяжелая степень физической неадекватности).
Если ритмичность в поведении ребенка начинает проявляться в возрасте 18 месяцев и старше или если такое поведение продолжается в течение длительного времени (часа или более), то в таких случаях есть причина для беспокойства. Если ребенок в возрасте старше 3 лет без каких-либо явных симптомов продолжает биться головой, то следует проконсультироваться с врачом по поводу необходимости физического, неврологического и психологического обследования.
ЛЕЧЕНИЕ. Самое лучшее, что могут сделать родители для своего ребенка, если у него сформировалась привычка биться головой,— скрыть свое беспокойство по этому поводу. Если беспокойство родителей перейдет к ребенку, то оно только увеличит вероятность закрепления подобных привычек.
Для предупреждения травмы головы и для своего спокойствия родителям, возможно, придется разместить матрас с детской кроватки или обычный матрас на полу. Обустроить детскую кроватку так, чтобы предупредить возможность травмирования.
Во всяком случае, нормальному ребенку, у которого есть привычка биться головой, почти никогда не нужен шлем. Однако небольшая часть детей (обычно с тяжелыми пороками развития) бьется так сильно, что есть опасность, что они могут травмировать себя. В таких случаях для предупреждения травмы головы врач может посоветовать ребенку носить шлем.
Если привычка биться головой является источником беспокойства для родителей, то они могут обратиться за советом к врачу.
Если кажется, что привычка биться головой связана с напряженными взаимоотношениями в семье или со скрытым расстройством, то врач может направить родителей с ребенком на консультацию к врачу-специалисту, например, к детскому психиатру или к специалисту по проблемам слуха.
ПРОФИЛАКТИКА. По поводу привычки биться головой большая часть опрошенных врачей считает, что в отсутствии каких-либо параллельных проблем эта привычка безвредна и сосредотачивается на заверении в этом родителей.
Однако некоторые врачи полагают, что ребенка можно уговорить отказаться от привычки биться головой и заменить ее играми с хлопаньем в ладоши, простыми ритмическими музыкальными упражнениями или другими целенаправленными ритмическими занятиями.