Мода — время и история 12.03.2012

Это сейчас, для того чтобы представить маме будущую жену в наилучшем свете, благовоспитанные европейские (да и не только европейские) мальчики преподносят своим избранницам туалеты от Диора и Лорана.

Сейчас, чтобы представить маме будущую жену в наилучшем свете, благовоспитанные европейские (да и не только европейские) мальчики преподносят своим избранницам туалеты от Диора и Лорана. А осторожные чопорные невесты для первых семейных смотрин выбирают для женихов костюмы от Кардена, отдавая предпочтение его спокойной буржуазности перед офисной холодностью Живанши или холостяцким лоском Валентино. Но ведь так было не всегда! И этой «классической» троице пришлось пережить все те «прелести», которые им вдоволь обеспечила репутация «хулиганов с ножницами» и «ренегатов с портняжными иглами». Так, воодушевившись успехами Коко Шанель в области экспериментов с длиной подола, Пьер Карден настолько «задрал планку» нижней границы платьев, сарафанов и юбок, что последние стали напоминать длинные блузы и широкие пояса, едва прикрывающие нежные части дамского филея. Даже когда в 70-х годах не так давно минувшего 20 столетия девушки упорно отвоевывали свое право на макси, Карден не поступился «любовью всей своей жизни», сохранив при этом в целости и сохранности весь сонм своих прелестных обожательниц. Хитрый Пьер просто удлинил модели воздушным кружевом и вуальным шифоном: эффект превзошел все ожидания. Хотите макси? Вот вам макси. Но вид-то все равно как в мини – и юбки длинны, и ноги голы! И какие ноги! Именно с легкой руки Кардена в гардероб тогдашних модниц вошли нейлоновые колготки и высокие сапоги-ботфорты, как у Жанны Дарк. Именно в его итало-французскую голову пришла безумная идея снять женщину с высокого каблука, одеть ее в удобные облегающие брюки и мягкие пуловеры с вызывающим вырезом на спине. Все это выглядело настолько доступно и симпатично, что ушло «в народ» моментально и без остатка. Карден частенько злил «модный ареопаг» такими своими «хождениями в народ», за что и бывал бит: однажды Парижский синдикат высокой моды исключил Кардена из своих блистательных рядов на целых 10 лет! Мол, нечего тут простой люд в порфиру облачать – что дозволено Юпитеру, не дозволено быку!

Путь к звездному Олимпу моды для Диора тоже не был усыпан розами без шипов. Диоровская «женщина-цветок» творилась для того, чтобы соблазнять, разделять и властвовать, а не для того, чтобы создавать, холить и лелеять. Главный девиз Диора: «Платье должно делать женщину счастливой!». Тонкая талия, высокая грудь и крутые бедра – предел мечтаний любого сластолюбца. Нет талии? Сделаем побольше грудь и попу. Маленькая грудь? Откроем плечики и добавим объема. Легкомысленные «пастушки», «стрекозки» и «бабочки», балансируя на высоченной тонкой шпильке, носили на себе от четырех до 30 килограммов тафты, органзы, шелка и атласа. Все это до одури напоминало роскошную бархатную розу на хрупком стебле и до ужаса бесило Шанель и Баленсиагу: ну как же, это же женщина должна украшать платье, а не платье женщину! Это же Она – ценный и яркий бриллиант, который нуждается только в простой и благородной оправе! А что делает Диор? Он увеличивает там, где природа не додала объема, и уменьшает там, где этого объема уж «чересчур» и «слишком». «Диор? А, это тот, который не одевает женщин, а набивает их...» – шипела Коко. «Ну как же так можно? Зачем столько ткани – что же она (ткань) сможет сказать?» – взволнованно восклицал обычно сдержанный Баленсиага. И вправду, какой ужас! Диор в открытую заявил о том, о чем молчали до него «модные» мэтры: да, мода – лгунья! Но как она мило это делает, как невинно и трогательно водит за нос покусившихся на аппетитные формы самцов! Хорошо, что ни Шанель, ни Баленсиага не имели возможности дожить до наших дней: их бы просто привело в ужас то количество «пушапов», которое предлагается сейчас счастливой обладательнице бюста в любом магазинчике женского нижнего белья.

Да уж… Сегодня мода четко поделилась на ту, которая несет стиль «в массы», и ту, которая дальше языка подиума никуда и никогда не уйдет. У какой из этих двух мод перспектив больше? Ответ, конечно же, очевиден: «Ив Сен-Лоран, сшей мне сарафан!» И он шил! И еще как шил! В один ряд с герцогиней Виндзорской, Паломой Пикассо, Грейс Келли, Кристиной Онассис, Нэнси Киссинджер и Катрин Денев смело становились «белые воротнички», «отчаянные домохозяйки» и просто любительницы всегда хорошо выглядеть второй половины 20 века. У каждой подрастающей любительницы потусить обязательно были незабвенные шифоновые блузки с кокетливым галстучком на пуговицах; майки-платья, похожие на огромные носки; длинные – до середины бедра – пиджаки-блейзеры, которые клево смотрелись с супер-мини или брюками-гамашами. Самый писк, конечно, это пиджак-блейзер без «никто» – просто в ансамбле с сапогами-чулками, черными колготками и вызывающе сексуальным нижним бельем. И что? Хотите сказать, что сейчас это неактуально? К сожалению, чаще всего разглядеть перспективу в новой моде можно лишь только тогда, когда перспектива уже превращается в тенденцию.

12.03.2012